19.11.2021 Методический педагогический семинар в форме «Круглого стола»  по теме «Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках реализации ФГОС»

В МКОУ ООШ с. Крутое 19 ноября 2021 года состоялся методический Педагогический семинар в форме «Круглого стола» по теме «Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках реализации ФГОС». Были заслушаны доклады директора Шляпиной Марины Сергеевны и заместителя директора по учебно-воспитательной работе Громовой Светланы Витальевны.

В ходе своих выступлений они затронули актуальные вопросы современного образовательного пространства:

Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально - грамотных людей. Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности.

Марина Сергеевна в своем выступлении рассказала о программе «500+», что требовалось достичь педагогическому коллективу МКОУ ООШ с. Крутое и как завершить цикл этой программы.

Название проекта «500+» отражает задачу достижения функциональной грамотности в каждой школе, то есть достижение школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале PISA.

Светлана Витальевна сделала акцент на результаты обучающихся МКОУ ООШ с. Крутое в региональных исследованиях по функциональной грамотности, о международных исследований других образовательных учреждений России в PIRLS, TIMSS, PISA, представила таблицу о целевых показателях качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2019–2024 годы).

   В ходе работы педсовета были заслушаны доклады педагогов школы по вопросу формирования функциональной грамотности обучающихся. Каждый спикер представил элементы читательской, математической, креативной, естественно–научной и финансовой грамотности, и каким образом происходит формирование функциональной грамотности на учебных уроках.

1. «Формирование и развитие функциональной грамотности через смысловое чтение», спикер учитель русского языка и литературы - Надежда Николаевна Данилова;

2. «Универсальные приемы формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы», спикер учитель русского языка и литературы - Любовь Васильевна Матыкова;

3. «Пути формирования функциональной грамотности младших школьников», спикеры учителя начального общего образования - Нина Ивановна Крупина, Татьяна Владимировна Беляевская;

4. «Сказкотерапия как метод формирование читательской грамотности и коррекции речи обучающихся детей с ОВЗ», спикер учитель – логопед Светлана Витальевна Громова

5. Естественнонаучная грамотность на уроках географии, биологии и химии были представлены учителями Анной Степановной Павелкович и Светланой Ивановной Семенюк. Они представили свой практический опыт и рассказали о том, как способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания и исследований;

- демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферу;

- способность применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, умение работать с различными источниками информации и критически ее оценивать;

- выдвигать гипотезы и проводить подтверждающие или опровергающие исследования, аргументировать и обосновывать, высказанную точку зрения.

6. «Развитие функциональной грамотности на уроках технологии», спикер Светлана Владимировна Гаврилова.

Светлана Владимировна поделилась о том, что «Уроки технологии в современной школе в сильной мере отличаются от прежних уроков труда. На них дети не только узнают новые знания, знакомятся с новыми действиями , и учатся решать различные жизненные задачи используя с опор на приобретенные знания разных предметных областей. Именно последнее наглядно демонстрирует развитие у обучающихся функциональной грамотности на уроках технологии» Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.

Каждый этап урока необходимо организовывать таким образом, чтобы дети под руководством учителя открывали для себя новые знания, различные способы действий при решении не только учебных, но и жизненных задач.

На этапе актуализации знаний ил целеполагания дети определяют цель и задачи урока.

Например, в 6-ом классе изучая раздел Кулинария и постепенно ведя работу над проектом по данному разделу дети изучают тему Первые блюда. Данная тема является заключительной. В начале этого урока я задаю детям вопрос: Какого блюда не хватает в обеде? Девочки не только дают правильный ответ, но и формулируют задачи на урок. В данном этапе я использую прием КЛАСТЕР (знаем, умеем, нужно узнать, нужно научиться) или с помощью метода МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР.

На изучения темы урока подойдут различные приемы развивающие читательскую грамотность : тонкие и толстые вопросы, чтение с пометками. При закреплении знаний можно использовать прием Клок баддис — структура, позволяющая осуществлять эффективное взаимодействие. Группа школьников работает над выполнением отдельного задания определенное количество времени. После того как прозвучит сигнал учителя, состав команды должен измениться. На практике это выглядит так: дети на картинке циферблата часов в определенное учителем время отмечают тех одноклассников, с кем бы они хотели встретиться в одной команде и т. д.

7. «Финансовая грамотность для школьников: реальные способы повышения», спикер Татьяна Викторовна Кокшарова.

Татьяна Викторовна пояснила о том, что Финансовая грамотность для школьников и в целом для детей должна стать частью их знаний. Так как финансовая грамотность важна для всех. Без умения управлять финансами не представляется жизнь ни одного взрослого человека. Однако изучение финансовой грамотности во взрослом возрасте дается гораздо сложнее. И всё это потому, что у взрослого человека уже сформированы привычки.

Умение правильно распоряжаться финансами и приумножать их – основы комфортного существования в мире. Именно эти навыки включает в себя финансовая грамотность, которая важна не только для взрослого населения, но и конечно же для школьников и детей.

Наиболее эффективными на уроках обществознания являются следующие методы обучения: проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть, направлены на реализацию деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности учащегося.

Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока. Например:

«Мозговая атака» и «мозговой штурм» используются, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении важной проблемы абсолютно у всех учащихся или, по крайней мере, у большинства. Именно умственное усилие, порожденное экстремальной ситуацией, в которую попадает каждый член группы, способ преодолеть сон разума, которым отличаются многие учащиеся.

«Деловая игра» - это игровой метод обучения и воспитания. Формальная сторона, связанная с ходом игры не должна превалировать над содержанием. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите собственной группы, и при критике решений других групп.

«Ролевая игра» - речь идет не о выработке управленческого решения, а о разрешении сложной проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц.

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и учащихся, а так же учащихся друг с другом в процессе решения проблемы.

Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач. Для этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе подготовки к уроку. И не следует обращать внимание на то, чтобы все их признаки сохранялись. Здесь многое условно – потому что для нас важнее всего главное – результат в виде продвижения в развитии личности.

В завершении практического методического семинара педагогов заместитель директора по УВР С.В. Громова обобщила все темы: «Рассмотренные приемы и методы меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций. Но знание приемов педагогической техники учителем не будут иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться в системе. При формировании функциональной грамотности обучающихся учителям это надо помнить»

Директор школы М.С. Шляпина предложила: «Активно внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности».

На данном мероприятии присутствовала директор МАОУ СОШ № 11 Оксана Викторовна Загрудненко, которая является куратором нашей школы по программе «500+».

Оксана Викторовна пояснила важность этой программы:

«Важен каждый ученик! Под таким лозунгом Министерство просвещения запускает проект «500+». Реализация проекта усилит работу ведомства по повышению качества образования, обеспечив при этом поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении».

Став частью федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», проект «500+» призван оказать содействие в достижении глобальной цели, обозначенной в Указе Президента, по вхождению России в число 10 стран-лидеров по качеству общего образования.

Далее директор МАОУ СОШ № 11 сказала «Практически, ваша школа- МКОУ ООШ с. Крутое свои задачи на данном этапе этой программы выполнила». Общим решением педагогического совета было принято:

- активно внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности; - использовать на уроках банк заданий, отвечающих формированию функциональной грамотности;

- организовать обучающие семинары по развитию читательской, математической и естественно-научной грамотности школьников;

- в рамках предметных недель провести открытые уроки, демонстрирующие разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность.

У нас есть опытные и молодые перспективные учителя, которые работали и работают над этой программой. Мы будем сопровождать её внедрение, у нас есть понимание кадровых потребностей для школы. Всё это комплексная работа, на которую мы должны опираться, и выводить нашу школу на более высокий уровень по качеству школьного образования».

     

Заместитель директора по УВР С.В. Громова