Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Уважаемые родители и ребята!
В национальном проекте «Образование» значимая роль отводится методологии наставничества и подчеркивается ее значимость в создании условий для воспитания гармонично развитой и социально - ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.
Поэтому наставничество будет способствовать решению следующих проблем обучающихся МКОУ ООШ с. Крутое:
- низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции;
- отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
- низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
- кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
- конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
- отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенции;
- падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;
- проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
В Целевой модели наставничества выделяется три главные роли:
-
Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
-
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
-
Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.
Основные принципы наставника, которые способствуют организации эффективного сотрудничества и реализации всех задач программы наставничества, могут быть выражены следующим набором категорий:
· Принятие
· Умение слушать
· Умение слышать
· Умение задавать вопросы
· Равенство
· Честность и открытость
· Надежность
· Последовательность
Организаторы наставнической деятельности должны исходить из того, что эта деятельность не требует от наставника специальных навыков, что наставники - это по определению люди, обладающие хорошими качествами для подражания.
Важно, чтобы будущие наставники соответствовали ряду общих требований к ним:
Наставники слушают |
Поддерживают зрительный контакт и посвящают наставляемым все свое внимание |
Наставники рекомендуют |
Помогают наставляемым найти направление в жизни, но не подталкивают их |
Наставники рассказывают |
Дают представление о перспективах наставляемого, помогают определить цели и приоритеты |
Наставники обучают |
Рассказывают о жизни, собственной карьере, личном и профессиональном опыте |
Наставники представляют свой опыт |
Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь уроки из жизненных ситуаций |
Наставники доступны |
Предоставляют ресурс, источник опыта и знаний, которому наставляемый доверяет и к которому может обратиться |
Наставники критикуют, но конструктивно |
При необходимости наставники указывают области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточивая внимание на поведении наставляемого, но никогда - на характере |
Наставники поддерживают |
Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться |
Наставники точны |
Дают конкретные советы, анализируют, рефлексируют, что было сделано хорошо, что может быть исправлено или улучшено, что достигнуто, какие преимущества есть у различных действий |
Наставники неравнодушны |
Наставник интересуется образовательными успехами наставляемого, успехами в планировании и реализации карьеры, в личном развитии |
Наставники успешны |
Не только успешны сами по себе, но и способствуют успехам других людей |
Наставники вызывают восхищение |
Пользуются уважением в своих организациях и обществе |
Распоряжение об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
Наставничество в системе образования России практическое пособие для кураторов в образовательных организациях.
Положение о наставничестве в МКОУ ООШ с.Крутое
Дорожная карта реализации программы наставничества МКОУ ООШ с. Крутое
Программа наставничества МКОУ ООШ с. Крутое
Приказ от 29.09.2023 №255 "Об утверждении локальных актов по реализации целевой модели насртавничества в МКОУ ООШ с.Крутое"
Приказ от 29.09.2023 №254 "О формировании наставнических пар"